Ilya Varlamov (varlamovru) wrote,
Ilya Varlamov
varlamovru

Categories:

Бизнес родом из СССР. История российской торговли

-=Реклама=-


Кто в СССР закупался в «Берёзках»? Как работали фарцовщики и спекулянты? Где торговали челноки и начинал Евгений Чичваркин? Как перетягивают взрослую консервативную аудиторию из физических магазинов в маркетплейсы?

Недавно я выпустил ролик, в котором разобрал эти и другие вопросы из истории российской торговли. Сам я застал поздний СССР и 90-е ещё ребёнком. Поэтому чтобы сделать видео, я пересмотрел десятки фотографий старой Москвы с нашего сайта pastvu и отыскал там воспоминания очевидцев. А в комментариях к видео мне написали ещё больше историй из прошлого. Предлагаю вам ознакомиться с ними, а потом посмотреть ролик и поделиться своими воспоминаниями. В тексте будут ссылки на видео сразу с нужным таймкодом — переходите, не стесняйтесь.



Вот один из самых популярных комментариев под видео. Здесь зритель вспомнил заветную фразу, которая помогала вежливо уйти от продавца на рынке.


В то время нельзя было просто заказать одежду или спокойно примерить её в магазине. За покупателей шла настоящая война. Челноки ставили на стихийных рынках свои палатки или продавали товар прямо из багажника машины. Примерять одежду приходилось там же.


Такую картину можно было увидеть на вещевом рынке в Лужниках, где ещё студентом торговал Евгений Чичваркин. Он познакомился с челноками, которые возили товар из Турции, и начал продавать их вещи. Евгений не боялся отказов и мог продать даже проблемный товар: ужасные подделки под Levi’s, брак, да всё что угодно. Тогда и люди могли купить всё, главное — правильно преподнести.


Вообще, челноки в 90-е были нужными людьми. Когда нет ни международной торговли, ни внутреннего производства ширпотреба, особенно одежды и обуви, в необходимых стране масштабах, без челноков не обойтись. Вот и в комментариях подметили неоднозначное отношение к этой профессии.


Кто-то добрым словом вспомнил и фарцовщиков, про которых я тоже рассказал в видео.


А вот, ещё один комментарий о стихийных рынках, где люди продавали всё что могли.


Скорее всего, он относится к фотографии Столешникова переулка. Снимок сделали весной 92-го, спустя всего пару месяцев после развала СССР. Торгуют здесь и у домов, и прямо в центре толпы. Кстати, здесь Чичваркин впервые попробовал торговать, но позже быстро ушёл на более прибыльные точки. По воспоминаниям москвичей, по вечерам прямо здесь сжигали мусор, оставленный покупателями и продавцами.


А так вспоминают магазины «Берёзка». В них торговали как пищевыми продуктами, так и потребительскими товарами, которые нельзя было купить в других магазинах. Например, джинсы Super Rifle, Wrangler, косметику Christian Dior, ликёр амаретто, сигареты Marlboro. Через «Берёзки» даже можно было купить машину или квартиру. В них никогда не было очередей и было прекрасное обслуживание покупателей. Был один небольшой нюанс: отовариваться в «Берёзках» могли только иностранцы, работники посольств и крупные чиновники. Оплачивать товары можно было чеками, которые получали за доллары.


Вот, одна из таких «Берёзок» на Большой Дорогомиловской. Обратите внимание на строгие чёрные вывески, они неброские и на английском языке, а витрины полностью закрыты — нечего советским людям смотреть на дефицит и импортные вещи. Немного дальше видно здание ресторана «Хрустальный». А в моём ролике вы можете посмотреть, что располагается на месте этой «Берёзки» сейчас.


А это комментарий к истории о культовом магазине «Молоко». В таких магазинах молоко и кефир продавали в стеклянных бутылках, которые потом можно было сдать в пункты приёма стеклотары.


Именно в этом магазине прятался от космических пиратов главный герой фильма «Гостья из будущего» Коля Герасимов.


Так магазин выглядел в 90-е. А что на его месте сейчас, смотрите в видео. Я специально проехался по некоторым культовым местам, чтобы показать, как они выглядят сейчас.


Так я съездил на место, где раньше располагался магазин «Колбасы». Москвичи вспоминают, что здесь всегда было много колбасы разных сортов, из-за этого сюда ехали закупаться даже жители Подмосковья и области.


В комментариях люди тоже вспоминают эти очереди и поездки из области в центр.








Ещё я показал, как выглядит сейчас бывший магазин «Хлеб».


На втором этаже магазина располагался кафетерий, где можно было съесть пирожное и выпить кофе. Здесь же можно было купить пакетик свежемолотого кофе. Говорят, запах стоял волшебный. А ещё москвичи с любовью вспоминают, как покупали там самый вкусный батон Рижский. Одна из зрительниц так вдохновились этой историей, что захотела хоть на денёк оказаться в Советском Союзе.


Перед Новым годом 1986 или 1987 сюда «выбросили» американские батончики Twix, Mars и другие. Собралась огромная очередь, некоторые набивали целые рюкзаки. Среди моих зрителей нашёлся очевидец этого события.


Недалеко от «Хлеба» я заснял ещё один культовый магазин того времени — гастроном «Новоарбатский». На стене соседнего дома был установлен видеоэкран «Элин», по которому даже транслировали телемост с США и орбитальной станцией «Мир». На фотографии сценарист и инициатор телемоста с США Иосиф Гольдин, возможно, рядом с ним глава московского представительства газеты The Washington Post Гарри Ли.


Сейчас там установлен более современный экран, по которому показывают рекламу. А под видео зритель рассказал такую историю.


Ещё зрители рассказывают много забавных историй об одном из главных сокровищ очевидцев СССР и 90-х — пакетах.










А вот ещё одно культовое место мне не удалось заснять самому. 11 апреля закрыли гастроном «Елисеевский», в это время я был в поездке, поэтому отправил туда оператора. Получилось заснять, как выглядел последний день «Елисеевского». Пустые полки, посетители пришли не за покупками, а пофотографироваться, вспомнить молодость и встретить старых знакомых. В видео есть несколько интервью с посетителями, обязательно посмотрите. А в комментариях даже нашлась очевидица, которая посещала гастроном ещё в 1950-е.


Покажу вам несколько скриншотов из интервью, чтобы вы понимали, откуда такие комментарии.








К сожалению, уместить в один ролик историю всех магазинов Москвы и тем более всей страны не получилось. Поэтому жду ваши воспоминания в комментариях. Смотрите и рассказывайте о своих любимых магазинах из детства и молодости.


Вторая половина ролика посвящена современным тенденциям в торговле. С директором компании OR GROUP (ранее «Обувь России») Антоном Титовым мы обсудили, как развивается торговля сейчас, и какие привычки появились у современных покупателей.


С нулевых и до наших дней можно выделить три интересных направления в торговле: постепенный переход большинства компаний в онлайн, развитие крупных сетей и появление огромных торговых центров. Что интересно, пандемия 2020 года ускорила переход торговли в онлайн и ударила по торговым центрам. А крупные сети продолжают расти и постепенно тоже осваивают онлайн.

История OR GROUP затрагивает все эти направления. Компания появилась ещё в 90-х, тогда это была небольшая сеть обувных магазинов «Вестфалика» со своим производством в Новосибирске. А сейчас они охватили уже больше 330 городов и развивают собственный маркетплейс. Поэтому их история тесно связана с развитием российской торговли.

В 2000-х компания стала открывать свои магазины в других городах и регионах. Причём чаще они выбирали некрупные города с населением до 100 тысяч жителей. Туда позже приходят большие игроки, поэтому конкуренция ниже.

Подобно магазинам «Вестфалики» с конца 90-х в России растут и развиваются сети продуктовых, книжных, магазинов одежды и электроники. Некоторые остались локальными, другие, как «Магнит» или «Пятёрочка», охватили почти все города страны.

В 2012 году, когда торговые центры уже появились во многих крупных городах, OR GROUP тоже решила попробовать формат магазина в ТЦ. Для этого компания немного изменила выкладку и внешний вид магазина, приблизив его к более бутиковому виду.

Фото: gorliniya.ru

Торговые центры у нас начали строить зарубежные игроки. Например, на фотографии один из первых торговых центров — «Рамстор», про который я тоже рассказываю в видео. «Рамстор» открыли турецкие компании, «Мегу» — шведы, а «Ашан» — французы.


OR GROUP планировала разместить в торговых центрах 50% своих магазинов. Но уже в 2017 году руководство решило отказаться от этой идеи и вернуться к формату обычных магазинов. В видео Антон рассказывает, почему они так решили, и предрекает скорую гибель всем ТЦ.


На этом месте я не мог не вспомнить про Курск, где торговые центры стали подобием градообразующего предприятия. И это ужасно — торговые центры убивают город.


В комментариях зрители из Курска тоже выразили недовольство своими ТЦ.


В прошлом году из-за пандемии торговые центры закрывались, и это сильно ударило по многим магазинам. Мало того, что поток покупателей упал почти до нуля, так ещё и арендные ставки нередко сохранялись на прежнем уровне. Некоторые небольшие магазины не смогли пережить этот период.

Ещё мы обсудили интернет-торговлю. В 2019 году OR GROUP решила расширить ассортимент и активнее развивать онлайн. Для этого в компании создали специальный портал продаем.рф. Это торговая площадка для поставщиков. Здесь они могут выбирать регионы для продаж, количество магазинов, в которых будет представлен товар, и другие параметры. Сейчас с OR GROUP сотрудничает более 600 поставщиков.


Помимо физических магазинов, разместить свой товар можно в маркетплейсе компании. OR GROUP открыла его только в прошлом году и у него много крупных конкурентов, таких как Ozon или Wildberries. Компания OR GROUP ориентируется на аудиторию с небольшим опытом онлайн-покупок — это люди в возрасте и жители малых городов, в которых онлайн-торговля пока не сильно распространена. Таким людям важно прийти в физический магазин, пощупать товар и быть уверенными, что их не обманут. В OR GROUP планируют привлекать таких людей через свои физические магазины, постепенно обучая их пользоваться маркетплейсом и показывая его преимущества.

Что интересно, OR GROUP сотрудничает с Ozon, Wildberries и AliExpress. В магазинах Westfalika работают пункты выдачи этих маркетплейсов. Так компания зарабатывает на комиссии и привлекает в свои магазины новых клиентов. Когда человек пришёл за посылкой, он может присмотреть себе что-то ещё в самом магазине.

В видео Антон рассказал ещё много всего о работе современных магазинов и маркетплейсов. Например, про рассрочки и то, как компании используют большие данные. Если вам интересна тема бизнеса и торговли, обязательно заходите посмотреть.

Закончу пост комментарием одной из зрительниц. А каким вы видите будущее торговли?
Tags: 90-е, or group, Девяностые, Елисеевский, Обувь России, Реклама, СССР, Совок, Торговля, Фарцовщики, Челонки
Subscribe

promo varlamovru november 17, 2011 20:24 158
Buy for 2 000 tokens
По рекламе пишите reklama@varlamov.me или reklama@avtormedia.ru В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 64 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →